Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 41»
г. Брянска
Конспект урока по биологии,
для учащихся 8 класса,
на тему:
«Значение физической активности учащихся для формирования системы опоры и движения»
Разработан
учителем биологии
Киреевой Людмилой
Андреевной
Брянск – 2015
Тема: «Значение физической активности для формирования системы опоры и движения»
Цель: усвоение знаний, умений, навыков при оценке собственного здоровья и привитие гигиенических навыков для профилактики заболеваний опорно-двигательной системы.
Задачи:
- выявить значение физических упражнений для формирования системы опоры и движения; познакомить учащихся с мерами профилактики гиподинамии, нарушения осанки и плоскостопия;
- развивать способности учащихся: думать, наблюдать, сравнивать, делать выводы, применять полученные знания на практике;
- воспитывать ответственное отношение к своему здоровью, стремление к физическому совершенствованию тела с целью сохранения и укрепления здоровья.
Оборудование:
1.Оборудование для демонстрации видеоматериалов, презентаций.
2.Таблицы скелета человека, мускулатуры человека.
3.Творческие работы учащихся: стенные газеты, памятки.
4.Сантиметровая лента для проведения практической работы.
5.Чертёжные принадлежности: линейка и карандаш.
6. Диски с презентациями учащихся.
7. Иллюстрации: правильная осанка, нарушения осанки, плоскостопие.
Ход урока:
- Организационный момент. Постановка задач, место урока в теме: «Опорно-двигательная система» и в цикле уроков, посвящённых здоровому образу жизни.
- Изучение новой темы.
- Тренировка и развитие мышц. Теория физического воспитания П.Ф. Лесгафта (информация учителя)
- Гиподинамия и её профилактика:
А) понятие о гиподинамии;
Б) причины объективные и субъективные для развития гиподинамии;
В) последствия для здоровья;
Г) профилактика гиподинамии;
Д) роль спорта в жизни человека
3) Нарушение осанки:
А) беседа о причинах нарушения осанки;
Б) влияние на здоровье, сколиоз;
В) формирование осанки;
Г) профилактика нарушения осанки;
Д) малоподвижный образ жизни
4) Плоскостопие:
А) причины плоскостопия;
Б) влияние на здоровье и деятельность;
В) профилактика плоскостопия.
5.Демонстрация учителем видеоролика: «Осанка и походка различных людей».
Физкультпминутка
(для снятия утомления с плечевого пояса и рук)
- Исходное положение – стоя или сидя, руки на поясе. 1-2. Правую руку вперёд, левую вверх 3-4. Переменить положение рук. Повторить 3-4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Темп средний.
- Исходное положение – стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1-2. Свести локти вперёд, голову наклонить вперёд. 3-4. Локти отвести назад, прогнуться. Повторить 6-8 раз, затем опустить руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
- Исходное положение – сидя 1-2. Поднять руки через стороны вверх. 3-4. Сжать кисти рук в кулак. Разжать кисти рук. Повторить 6-8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
III. Закрепление изученного материала
1. Составление в тетради таблицы:
Нарушения опорно- двигательной системы |
Причины нарушений |
Последствия для здоровья |
Меры профилактики |
|
|
1.Гиподинамия |
|
|
Физическая активность: а) зарядка б)занятие спортом в)прогулки пешком г)физический труд |
|
|
2.Нарушение осанки |
1. Неправильная мебель (не по росту) 2. Слабое развитие мышц 3. Тяжести в одной руке 4. Неправильные позы |
1. Некрасивая фигура 2.Ущемление внутренних органов 3. Боли в спине 4.Болезни внутренних органов |
1.Правильная поза при сидении 2.Развитие и укрепление мышц 3.Правильно подобранная мебель 4. Тяжесть |
|
|
3.Плоскостопие |
1. Тесная обувь 2. Высокий каблук 3. На плоской подошве 4. Резиновая обувь 5. Стоячая работа 6. Предрасположенность |
1. Спинные боли при ходьбе 2.Невозможность службы в армии и работы 3. Внешние дефекты (косметические) |
1.Правильная обувь 2.Хождение босиком 3.Каблук и резиновая обувь (не более 2-х часов) 4.Физические упражнения |
|
|
2.Представление презентаций учащихся о значении физических упражнений для формирования системы опоры и движения
IV. Практическая работа
Тема: Выявление нарушений осанки
Оборудование: сантиметровая лента
Ход работы:
- Для выявления сутулости (круглой спины) сантиметровой лентой измерьте расстояние между самыми отдалёнными точками левого и правого плеча, отступя на 3-5 см вниз от плечевого сустава, со стороны груди и со стороны спины. Первый результат разделите на второй. Если получается число, близкое к единице или больше её, значит, нарушений нет. Получение числа меньше единицы говорит о нарушении осанки.
- Встаньте спиной к стенке так, чтобы пятки, голени, таз и лопатки касались стены. Попробуйте между стенкой и поясницей просунуть кулак. Если он проходит – нарушение осанки есть. Если проходит только ладонь – осанка нормальная.
Оформление полученных результатов.
V. Подведение итогов урока
VI. Домашнее задание
- Выполнение и оформление домашней практической работы:
Тема: Выявление плоскостопия
Оборудование: таз с водой, лист бумаги, фломастер или простой карандаш
Ход работы:
Мокрой ногой встаньте на лист бумаги. Контуры следа обведите фломастером или простым карандашом. Найдите центр пятки и центр третьего пальца. Соедините две найденные точки прямой линией. Если в узкой части след не заходит за линию – плоскостопия нет.
- Составление памятки: «Профилактика нарушения осанки» или « Профилактика плоскостопия» (по желанию, на дополнительную оценку).
- Составление комплекса утренней зарядки (по желанию учащихся).
- Н.И. Сонин стр. 289 – 290, 297.
4) Батуев С.А. стр. 160-162 ( дополнительно, по желанию).
Источники информации:
Литература:
- Сонин Н.И., Сапин Н.П. Биология. Человек. 8 кл. Москва, «Дрофа», 2014.
- Батуев А.С. Биология. Человек. 9 кл. Москва, «Просвещение», 2013.
- Колесов Д.В., Маш Р.Д., Беляев И.Н. Биология. Человек. Москва, «Просвещение», 2013.
- Сонин Н.И., Сапин Н.П. Биология. Человек. Методическое пособие. Москва, «Дрофа», 2013.
- . Зверев Д.И. Книга для чтения по анатомии и физиологии человека. Москва, «Просвещение», 2000.
Интернет-ссылка: Htth://school-cjllekction.edu.ru/cftalog