Суббота, 20.04.2024, 07:12
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт МБОУ СОШ №41

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Воронина урок математики 1 класс

Конспект  урока по математике

на тему

 

 

«Число 0. Цифра 0.»

 

(Учебник: Петерсон Л.Г. «Математика» 1 класс)

                                                                                               Учитель: Воронина Н.В.

                                                                         МБОУ СОШ №41 г.Брянск

         

 Тема: «Число 0. Цифра 0.»                     

Цели:

1. Образовательные:

- дать представление о числе 0 и цифре 0, его месте на числовом отрезке;

- рассмотреть свойства нуля;

- закреплять навыки счёта в пределах 9.

2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание, математическую речь.

3. Воспитывающие: воспитывать дисциплинированность, продолжать развивать коммуникативные качества,  интерес к математике, аккуратность при работе с оборудованием.

4. Коррекционные: развивать мелкую моторику.

5.Здоровье-сберегающие: осуществлять профилактику утомления учащихся используя здоровьесберегающие технологии (смена поз, физкультминутки, гимнастика для глаз, для пальцев рук).

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Формы работы:

  • фронтальная;
  • дифференцированная.
  • парная;
  • самостоятельная;

Оборудование:

  • демонстрационное:  таблица «знаю», числовой отрезок, «мешки», «дерево познаний».
  • раздаточное: набор цифр 1-9, набор «листочков настроения» (разных по цвету), карточки с разноуровневыми заданиями, учебники.

 

Ход урока.

I. Организационный момент (самоопределение к деятельности).

Долгожданный дан звонок-                                                                                                       Начинается урок.

II. Актуализация знаний (фиксация затруднения в индивидуальной деятельности).

1)      Устный счёт (на модели натурального ряда чисел последовательно открываются ответы, дети открывают на столе такую же карточку с цифрой – ряд уже подготовлен у каждого ученика до уроков).

- Приготовьте карточки с цифрами.

·         - Какое сегодня число? (3 декабря). Найдите соответствующую карточку.

 - Что вы можете сказать о числе 3? (однозначное, соседи: 2 и 4, для записи числа использовалась цифра 3, состав числа 3: 3 это 1 и 2, 2 и 1).

- Покажите, на сколько каждое последующее число больше предыдущего? (на 1).

- Какое число следует за числом 4? (5).

- Покажите, на сколько каждое предыдущее число меньше последующего? (на 1).

- Какое число стоит перед числом 2? (1)

- 1-я часть 3, 2-я часть, покажите, чему равно целое. (7). Вспомним правило.

- Целое 7 , 1-я часть 1, покажите, чему равна 2-я часть.(6) Вспомним правило.

·         Игра: «День-ночь».

Цепочка: 5 – 4 + 6 – 4 +3 – 2 + 5 = 9 (хором)

- Назовите состав числа 9 по цепочке (9 это: 1 и 8, 8 и 1; 2 и 7, 7 и 2; …).

- Какое число пропущено в натуральном ряду?(8).

- Эти числа и цифры их обозначающие мы уже знаем, воспользуемся ими для выполнения самостоятельной работы.

2)Самостоятельная работа по карточкам (разноуровневая) с проверкой.

- У вас на партах карточки с заданиями. Выберите себе одно из 3-х заданий и выполните его. Помним, что различаются по сложности.

 

 

1

2

3

4 – 3 = 1

6 – 4 = 2

1 + 2 = 3

7 – 5 + 2 = 4

9 – 6 + 2 = 5

4 + 5 – 3 = 6

8 * 4 * 3 = 7

2 * 4 * 2 = 8

 

2 * 1 * 6 = 9

- Проверка: если нет ошибок +.

- Кто выполнял 1 уровень? 2 уровень? 3 уровень?

-Поднимите руки те, кто справился без ошибок? Молодцы!

- Кто допустил 1 ошибку? Регулярные вычислительные тренировки и – результат улучшится!

Физкультминутка  (на указку крепится зелёная точка).

1.Появилась точка, села на указку.

   Попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками.

2. Гимнастика для пальчиков: «Капуста».

Мы капусту рубим-рубим.

Мы капусту солим-солим.

Мы капусту трём-трём.

Мы капусту жмём-жмём.

III. Постановка учебной задачи. Открытие нового.

1) - Покажите, сколько кочанов капусты у меня в мешке? (9). (На «мешке» убираются по одному кочану, дети убирают в конверт по одной цифре). Хором.

 - Убираю по одному. А сейчас? (Нисколько, в мешке нет кочанов).

- Какой точке числового отрезка соответствует это количество  кочанов? (Началу отрезка).

- Сложите цифры в конвертики!

Начало отрезка отмечено  красной фишкой.

- Сколько точек на кости домино? (пусто-пусто)

- Сколько яблок может вырасти на берёзе? (ни одного).                    

- Как  же можно зрительно обозначить «ни сколько», «ни одного», «пусто»? Какой цифрой? (Версии детей).

В математике для этого используется цифра «0».

2)- Наверное, вы уже догадались, какова   тема сегодняшнего урока  ? ( Число 0, цифра 0). (Выносится на доску).

 Само слово «цифра» пришло к нам от древних арабов (их слово «сыфр»  нами взято как «шифра»  - цифра) и  означает «пустое». В русском языке слово «цифра» раньше означало именно «0».(Выносится на доску «сыфр»)

Открыть на числовом отрезке.

- На что похожа цифра 0? (Ответы детей).

Цифра вроде буквы О-
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.

3) Работа с учебником с.31(пропись).

- Посмотрите, как пишется цифра 0, она проста в написании, элемент – овал.

- Начинаем писать чуть ниже верхнего правого уголка клетки, ведём закругление вверх, касаемся верхней линии клетки, ведём закругление вниз, касаемся нижней линии клетки, ведём закругление в точку «начало».

- Пропишите в воздухе рукой.

- Откройте учебник на с. 31, положите его под наклоном.

Вспомним правило письма:

Чтобы правильно писать, надо правильно сидеть:

Ровные спинки, с наклоном тетрадки, руки на парте –

Тогда всё в порядке.

Ровные спинки?(Да) С наклоном тетрадки?(Да)  Руки на парте?(Да)

Тогда всё в порядке.

- На клетчатом месте пропишите верхнюю строчку. Положите ручки.

4) Выявление свойств 0.

- А теперь мы познакомимся со свойствами числа «0».

№1 с.30 Прочитайте задание, что требуется выполнить?

а) - Прочитайте  выражение. Как его проиллюстрировали? (3 + 0 – к трем треугольникам в первом мешке прибавили пустой мешок ).

 - Что же получили в результате? (Эти же три треугольника).

- Как будет записано равенство? (3 + 0 = 3)

- Подумайте и скажите: всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? Почему?

- Как это записать для любого числа а?

а + 0 = а (выставляется на доску). Дети дописывают равенство.

- Что значит эта запись: если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число.(Повторяется хором)

б) - Прочитайте  выражение. Как его проиллюстрировали?(0 + 3 – к пустому мешку прибавили три квадрата).

- Что же получили в результате? (Эти же три квадрата). Изобразите их.

- Как будет записано равенство? (0+ 3 = 3) Запишите ответ.

- Подумайте и скажите: всегда ли при сложении нуля с числом получается то же самое число? Почему?

- Как это записать для любого числа а?

0 + а = а(выставляется на доску).  Дети дописывают равенство.

- Что значит эта запись: если к 0 прибавить любое число, то получится то же самое число. (Повторяется хором).

- Какое свойство сложения использовалось? ( От перемены мест слагаемых сумма не меняется).

Физкультминутка

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре - руки шире,

Пять – руками поиграть.

Шесть – за парту тихо сесть.

в) №2 - Прочитайте  выражение. Как это показано на рисунке?(2 – 0 – из двух кружков первого мешка  ничего не забрали).

- Что же получили в результате? (Эти же два кружка). Изобразите их.

- Как будет записано равенство? (2 – 0 = 2) Запишите ответ.

- Подумайте и скажите: всегда ли при вычитании из числа нуля  получается то же самое число? Почему?

- Как это записать для любого числа а?

а – 0 = а (выставляется на доску) Дети дописывают равенство.

- Что значит эта запись: если из  любого числа вычесть 0, то получится то же самое число. (Повторяется хором)

г) - Прочитайте  выражение. Как это показано на рисунке?(2 – 2 – было два овала, эти два овала и забрали)

- Что же получили в результате? (Ничего)

- Как будет записано равенство? (2 - 2 = 0) Запишите ответ.

- Подумайте и скажите: всегда ли при вычитании числа из этого же числа получается 0? Почему?

- Как это записать для любого числа а? 

а - а = 0 (выставляется на доску). Дети дописывают равенство.

- Что значит эта запись: если из любого числа вычесть это же число, то получится 0. (Повторяется хором).

Коль ноль к числу ты прибавляешь

Иль отнимаешь от него,

В ответе тотчас получаешь

Опять то самое число.

 

д) е) аналогичное объяснение.  На доске появляется опора:

               

                                   а + 0 = а

                                   0 + а = а

                                   а – 0 = а

                                   а -  а = 0

 

Физкультминутка.

    Утром рано умывались, полотенцем растирались.

    Ножками топали, ручками хлопали.

    Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.

    Вот здоровья в чём секрет.

    Всем друзьям физкульт-привет!

IV. Первичное закрепление (первичное закрепление во внешней речи).

- Далее выполним №4 с.31.

- Будем использовать выведенные свойства для решения примеров.

 -   Решите и обоснуйте результат.

I – строчка с комментарием;

5 – 5 = 0  Кто сможет показать опору на доске?

- Какое свойство 0 использовали? (Если из числа вычесть это же число, то получим 0). Хором.

6 + 0 = 6 Кто сможет показать опору на доске?

-  Какое свойство 0 использовали? (Если к числу прибавить 0, то получим то же число). Хором.

9 – 0 = 9 Кто сможет показать опору на доске?

- Какое свойство 0 использовали? (Если из числа вычесть 0, то получим то же число). Хором.

V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (индивидуальная работа).

№4 с.30 II  – строчка – самостоятельная работа (если ошибок нет +)

8     2     0

- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. С одной ошибкой. Вы её нашли – это хорошо!

- Составьте свои примеры с использованием 0. (Запись на доске)!!!

 

VI. Включение в систему знаний и повторение.

№5 с.31 Работа в парах.  Выполнение действий с 0 на числовом отрезке. Проверка:

а) – Какая пара готова объяснить выполнение задания?

       8 – 0 – 5 = 3

-Вычитание 0 означает, что никакого смещения по числовому отрезку нет, т.е. после первого действия остаёмся в исходной точке 8. Затем перемещаемся на 5 единиц влево и приходим в точку 3.

- Есть ли другие мнения? Я тоже согласна.

б)       0 + 3 + 6 =9

-Из точки 0 сначала перемещаемся на 3 единицы вправо, а затем ещё на 6 единиц вправо и приходим в точку 9.

-Есть ли другие варианты?

- Проверка: если нет ошибок +.

 

VII. Рефлексия.

1) Рефлексия деятельности (итог урока с использованием «дерева познаний»).

- Что нового  вы узнали сегодня на уроке?

- Какие свойства числа 0 узнали? Кто сможет назвать 1-ое свойство, 2-ое и т.д.

- Какие задания вам понравились больше всего?

- Всё ли у вас получалось на уроке?

2) Рефлексия настроения и эмоционального состояния (используются «листочки настроения»).

- Как вы себя чувствовали на уроке?

3) Домашнее задание.

- Заготовьте карточку с цифрой 0.

- Расскажите дома о том, что узнали на уроке.



скачать

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Апрель 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz