Конспект урока по математике
на тему
«Число 0. Цифра 0.»
(Учебник: Петерсон Л.Г. «Математика» 1 класс)
МБОУ СОШ №41 г.Брянск
Цели:
1. Образовательные:
- дать представление о числе 0 и цифре 0, его месте на числовом отрезке;
- рассмотреть свойства нуля;
- закреплять навыки счёта в пределах 9.
2. Развивающие: развивать мышление, память, внимание, математическую речь.
3. Воспитывающие: воспитывать дисциплинированность, продолжать развивать коммуникативные качества, интерес к математике, аккуратность при работе с оборудованием.
4. Коррекционные: развивать мелкую моторику.
5.Здоровье-сберегающие: осуществлять профилактику утомления учащихся используя здоровьесберегающие технологии (смена поз, физкультминутки, гимнастика для глаз, для пальцев рук).
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Формы работы:
- фронтальная;
- дифференцированная.
- парная;
- самостоятельная;
Оборудование:
- демонстрационное: таблица «знаю», числовой отрезок, «мешки», «дерево познаний».
- раздаточное: набор цифр 1-9, набор «листочков настроения» (разных по цвету), карточки с разноуровневыми заданиями, учебники.
Ход урока.
Долгожданный дан звонок- Начинается урок.
II. Актуализация знаний (фиксация затруднения в индивидуальной деятельности).
1) Устный счёт (на модели натурального ряда чисел последовательно открываются ответы, дети открывают на столе такую же карточку с цифрой – ряд уже подготовлен у каждого ученика до уроков).
- Приготовьте карточки с цифрами.
· - Какое сегодня число? (3 декабря). Найдите соответствующую карточку.
- Что вы можете сказать о числе 3? (однозначное, соседи: 2 и 4, для записи числа использовалась цифра 3, состав числа 3: 3 это 1 и 2, 2 и 1).
- Покажите, на сколько каждое последующее число больше предыдущего? (на 1).
- Какое число следует за числом 4? (5).
- Покажите, на сколько каждое предыдущее число меньше последующего? (на 1).
- Какое число стоит перед числом 2? (1)
- 1-я часть 3, 2-я часть, покажите, чему равно целое. (7). Вспомним правило.
- Целое 7 , 1-я часть 1, покажите, чему равна 2-я часть.(6) Вспомним правило.
· Игра: «День-ночь».
Цепочка: 5 – 4 + 6 – 4 +3 – 2 + 5 = 9 (хором)
- Назовите состав числа 9 по цепочке (9 это: 1 и 8, 8 и 1; 2 и 7, 7 и 2; …).
- Какое число пропущено в натуральном ряду?(8).
- Эти числа и цифры их обозначающие мы уже знаем, воспользуемся ими для выполнения самостоятельной работы.
2)Самостоятельная работа по карточкам (разноуровневая) с проверкой.
- У вас на партах карточки с заданиями. Выберите себе одно из 3-х заданий и выполните его. Помним, что различаются по сложности.
1 |
2 |
3 |
4 – 3 = 1 6 – 4 = 2 1 + 2 = 3 |
7 – 5 + 2 = 4 9 – 6 + 2 = 5 4 + 5 – 3 = 6 |
8 * 4 * 3 = 7 2 * 4 * 2 = 8 2 * 1 * 6 = 9 |
- Проверка: если нет ошибок +.
- Кто выполнял 1 уровень? 2 уровень? 3 уровень?
-Поднимите руки те, кто справился без ошибок? Молодцы!
- Кто допустил 1 ошибку? Регулярные вычислительные тренировки и – результат улучшится!
Физкультминутка (на указку крепится зелёная точка).
1.Появилась точка, села на указку.
Попытайтесь вслед за ней пробежаться глазками.
2. Гимнастика для пальчиков: «Капуста».
Мы капусту рубим-рубим.
Мы капусту солим-солим.
Мы капусту трём-трём.
Мы капусту жмём-жмём.
III. Постановка учебной задачи. Открытие нового.
1) - Покажите, сколько кочанов капусты у меня в мешке? (9). (На «мешке» убираются по одному кочану, дети убирают в конверт по одной цифре). Хором.
- Убираю по одному. А сейчас? (Нисколько, в мешке нет кочанов).
- Какой точке числового отрезка соответствует это количество кочанов? (Началу отрезка).
- Сложите цифры в конвертики!
Начало отрезка отмечено красной фишкой.
- Сколько точек на кости домино? (пусто-пусто)
- Сколько яблок может вырасти на берёзе? (ни одного).
- Как же можно зрительно обозначить «ни сколько», «ни одного», «пусто»? Какой цифрой? (Версии детей).
В математике для этого используется цифра «0».
2)- Наверное, вы уже догадались, какова тема сегодняшнего урока ? ( Число 0, цифра 0). (Выносится на доску).
Само слово «цифра» пришло к нам от древних арабов (их слово «сыфр» нами взято как «шифра» - цифра) и означает «пустое». В русском языке слово «цифра» раньше означало именно «0».(Выносится на доску «сыфр»)
Открыть на числовом отрезке.
- На что похожа цифра 0? (Ответы детей).
Цифра вроде буквы О-
Это ноль, иль ничего.
Круглый ноль, такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
3) Работа с учебником с.31(пропись).
- Посмотрите, как пишется цифра 0, она проста в написании, элемент – овал.
- Начинаем писать чуть ниже верхнего правого уголка клетки, ведём закругление вверх, касаемся верхней линии клетки, ведём закругление вниз, касаемся нижней линии клетки, ведём закругление в точку «начало».
- Пропишите в воздухе рукой.
- Откройте учебник на с. 31, положите его под наклоном.
Вспомним правило письма:
Чтобы правильно писать, надо правильно сидеть:
Ровные спинки, с наклоном тетрадки, руки на парте –
Тогда всё в порядке.
Ровные спинки?(Да) С наклоном тетрадки?(Да) Руки на парте?(Да)
Тогда всё в порядке.
- На клетчатом месте пропишите верхнюю строчку. Положите ручки.
4) Выявление свойств 0.
- А теперь мы познакомимся со свойствами числа «0».
№1 с.30 Прочитайте задание, что требуется выполнить?
а) - Прочитайте выражение. Как его проиллюстрировали? (3 + 0 – к трем треугольникам в первом мешке прибавили пустой мешок ).
- Что же получили в результате? (Эти же три треугольника).
- Как будет записано равенство? (3 + 0 = 3)
- Подумайте и скажите: всегда ли при сложении числа с нулем получается то же самое число? Почему?
- Как это записать для любого числа а?
а + 0 = а (выставляется на доску). Дети дописывают равенство.
- Что значит эта запись: если к любому числу прибавить 0, то получится то же самое число.(Повторяется хором)
б) - Прочитайте выражение. Как его проиллюстрировали?(0 + 3 – к пустому мешку прибавили три квадрата).
- Что же получили в результате? (Эти же три квадрата). Изобразите их.
- Как будет записано равенство? (0+ 3 = 3) Запишите ответ.
- Подумайте и скажите: всегда ли при сложении нуля с числом получается то же самое число? Почему?
- Как это записать для любого числа а?
0 + а = а(выставляется на доску). Дети дописывают равенство.
- Что значит эта запись: если к 0 прибавить любое число, то получится то же самое число. (Повторяется хором).
- Какое свойство сложения использовалось? ( От перемены мест слагаемых сумма не меняется).
Физкультминутка
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре - руки шире,
Пять – руками поиграть.
Шесть – за парту тихо сесть.
в) №2 - Прочитайте выражение. Как это показано на рисунке?(2 – 0 – из двух кружков первого мешка ничего не забрали).
- Что же получили в результате? (Эти же два кружка). Изобразите их.
- Как будет записано равенство? (2 – 0 = 2) Запишите ответ.
- Подумайте и скажите: всегда ли при вычитании из числа нуля получается то же самое число? Почему?
- Как это записать для любого числа а?
а – 0 = а (выставляется на доску) Дети дописывают равенство.
- Что значит эта запись: если из любого числа вычесть 0, то получится то же самое число. (Повторяется хором)
г) - Прочитайте выражение. Как это показано на рисунке?(2 – 2 – было два овала, эти два овала и забрали)
- Что же получили в результате? (Ничего)
- Как будет записано равенство? (2 - 2 = 0) Запишите ответ.
- Подумайте и скажите: всегда ли при вычитании числа из этого же числа получается 0? Почему?
- Как это записать для любого числа а?
а - а = 0 (выставляется на доску). Дети дописывают равенство.
- Что значит эта запись: если из любого числа вычесть это же число, то получится 0. (Повторяется хором).
Коль ноль к числу ты прибавляешь
Иль отнимаешь от него,
В ответе тотчас получаешь
Опять то самое число.
д) е) аналогичное объяснение. На доске появляется опора:
а + 0 = а
0 + а = а
а – 0 = а
а - а = 0
Физкультминутка.
Утром рано умывались, полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт-привет!
IV. Первичное закрепление (первичное закрепление во внешней речи).
- Далее выполним №4 с.31.
- Будем использовать выведенные свойства для решения примеров.
- Решите и обоснуйте результат.
I – строчка с комментарием;
5 – 5 = 0 Кто сможет показать опору на доске?
- Какое свойство 0 использовали? (Если из числа вычесть это же число, то получим 0). Хором.
6 + 0 = 6 Кто сможет показать опору на доске?
- Какое свойство 0 использовали? (Если к числу прибавить 0, то получим то же число). Хором.
9 – 0 = 9 Кто сможет показать опору на доске?
- Какое свойство 0 использовали? (Если из числа вычесть 0, то получим то же число). Хором.
V. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону (индивидуальная работа).
№4 с.30 II – строчка – самостоятельная работа (если ошибок нет +)
8 2 0
- Поднимите руки те, кто справился с заданием без ошибок. С одной ошибкой. Вы её нашли – это хорошо!
- Составьте свои примеры с использованием 0. (Запись на доске)!!!
VI. Включение в систему знаний и повторение.
№5 с.31 Работа в парах. Выполнение действий с 0 на числовом отрезке. Проверка:
а) – Какая пара готова объяснить выполнение задания?
8 – 0 – 5 = 3
-Вычитание 0 означает, что никакого смещения по числовому отрезку нет, т.е. после первого действия остаёмся в исходной точке 8. Затем перемещаемся на 5 единиц влево и приходим в точку 3.
- Есть ли другие мнения? Я тоже согласна.
б) 0 + 3 + 6 =9
-Из точки 0 сначала перемещаемся на 3 единицы вправо, а затем ещё на 6 единиц вправо и приходим в точку 9.
-Есть ли другие варианты?
- Проверка: если нет ошибок +.
VII. Рефлексия.
1) Рефлексия деятельности (итог урока с использованием «дерева познаний»).
- Что нового вы узнали сегодня на уроке?
- Какие свойства числа 0 узнали? Кто сможет назвать 1-ое свойство, 2-ое и т.д.
- Какие задания вам понравились больше всего?
- Всё ли у вас получалось на уроке?
2) Рефлексия настроения и эмоционального состояния (используются «листочки настроения»).
- Как вы себя чувствовали на уроке?
3) Домашнее задание.
- Заготовьте карточку с цифрой 0.
- Расскажите дома о том, что узнали на уроке.