МБОУ СОШ № 41
Г.Брянск
Праздник Букваря
Внеклассное мероприятие для учащихся 1 классов
Подготовила
учитель начальных классов
Комарова Людмила Валерьевна
Ход праздника
- На дворе метель шумит,
Снег в окно стучится,
А нам сегодня предстоит
С Букварём проститься!
- Нас научил Букварь читать,
Слова на слоги разделять,
Открыл он тайны многих книг,
К нему любой из нас привык.
- Мы знаем буквы, знаем слоги,
Умеем говорить, считать.
И постепенно, понемногу
Мы научились все читать.
- Ты в букварь впервые вник,
Читая по слогам.
Потом прочтешь ты сотни книг
К сознательным годам.
И ты поймешь: без букваря
Вся жизнь твоя прошла бы зря!
Под музыку входит Букварь.
Я – Букварь, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда.
А в книжках есть про всё-всё-всё:
Про реки, про моря,
И что у неба нет конца,
И круглая Земля,
Про космонавтов, к облакам
Летавших много раз.
Про дождь и молнии, и гром,
Про свет, тепло и газ.
Вед. Отгадайте загадку:
Крошки птички сели в ряд
И словечки говорят.
С виду чёрные, кривые,
От рожденья все немые,
А как только сядут в ряд,
Сразу все заговорят! (Буквы)
Вед. Ты эти буквы заучи,
Их три десятка с лишком.
А для тебя они ключи
Ко всем хорошим книжкам.
Буквы, смирно!
Гласные?
Гласные: Здесь!
Вед. Согласные?
Согласные: Здесь!
Вед. Буквы, которые не обозначают звуков, здесь?
Ъ и Ь: Здесь!
Вед. Буквы-значки, как бойцы на парад,
В чётком порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит
И называется все … (Алфавит)
Под музыку выходят буквы.
А:
А – начало алфавита.
Тем она и знаменита.
Астра, азбука, айва
Начинаются на А.
И кончаются на А
Астра, азбука, айва.
Б:
Буква Б с большим брюшком,
В кепке с длинным козырьком.
В:
Вот буква В
Видна вдали – красивая, витая.
Как будто крендель испекли,
Приезжих поджидая.
Г :
Г – крючок обыкновенный,
Но в труде помощник верный.
И в косу, и в кочергу
Превратить я Г смогу.
Д:
Вот стоит, дымок пуская,
Буква Д – труба печная.
Е:
Е на грядке пригодилась –
Вместо грабель потрудилась.
Ё:
Е и Ё – родные сёстры,
Различать сестёр непросто,
Но у буквы Ё две точки,
Словно в лесенке гвоздочки.
Ж:
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом, точно жук,
Издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж!
З:
З – не просто завитушка,
З – пружинка, крендель, стружка.
И:
На калитку посмотри,
Чем она не буква И?
Между двух прямых досок
Одна легла наискосок.
Й:
Букву Й зовут «И кратким».
Й, как И, в твоей тетрадке.
Чтобы Й не путать с И,
Сверху галочку пиши.
К:
Кот ловил мышей и крыс,
Кролик лист капустный грыз.
Л:
Алфавит продолжит наш
Буква Л – лесной шалаш.
М:
Букву М узнал я рано,
Ведь она есть в слове «мама»!
Н:
На букве Н
Я, как на лесенке,
Сижу и распеваю песенку.
О:
Посмотри на колесо
И увидишь букву О.
В старом дереве дупло,
Ну совсем, как буква О.
П:
На хоккее, на футболе,
Буква П – ворота в поле.
Р:
Дрожу от страха
До сих пор! – воскликнуло полено.
Похожа буква на топор!
Расколет непременно!
С:
Полумесяц в небе тёмном
Буквой С повис над домом.
Т:
Буква Т стоит на крыше:
Телевизор в доме том.
Т в антенну превратилась
И на крыше очутилась.
У:
Удобная буква!
Удобно в ней то,
Что можно на букву
Повесить пальто.
Ф:
Филин, в книжку залетев,
Превратился в букву Ф.
Х:
Х – забавная игрушка,
Деревянная вертушка,
Деревянная вертушка,
Ветра вольного подружка.
Ц:
Вот какая буква Ц:
С коготочком на конце.
Коготок-царапка,
Как кошачья лапка.
Ч:
Да, вы правильно решили:
Ч мы пишем, как четыре,
Только с цифрами, друзья,
Буквы путать нам нельзя!
Ш:
Посмотри на букву Ш –
Буква очень хороша,
Потому что из неё
Можно сделать Е и Ё.
Щ:
На расчёску Щ похожа,
Три зубца всего? Ну что же?
Ъ:
Из ведра не просто так
Нам воды напиться:
Нужен ковшик – Ъ,
Чтобы не облиться.
Ы:
Вот топор, полено рядом.
Получилось то, что надо.
Получилась буква Ы –
Все мы знать её должны.
Ь:
Буква Р перевернулась,
Мягким знаком обернулась.
Э:
Буква Э на С дивится,
Словно в зеркало глядится.
Сходство есть наверняка,
Только нету языка!
Ю:
Чтобы О не укатилось,
Крепко к столбику прибью.
Ой, смотрите, что случилось:
Получилась… буква Ю.
Я:
«Я» сказала про себя:
-Хоккеист известный я.
Шайба прямо в цель летит!
Все:
Гол!
Закончен алфавит!
Дети поют песню «Азбука» (с презентацией)
Вед. Чудесные! Прекрасные!
Гласные! Согласные!
Звонкие! Глухие!
Разные такие!
Без них нельзя постичь науки!
Вы догадались? Это…..(звуки).
- Звуки эти разные – гласные, согласные.
Гласные тянутся в песенке звонкой,
Могут заплакать и закричать,
В тёмном лесу звать и аукать
И в колыбельке малютку баюкать,
Но не желают свистеть и ворчать.
- А согласные согласны
Шелестеть, шептать, скрипеть,
Даже фыркать и шипеть,
Но не хочется им петь.
- Ссс – змеиный слышен свист.
Шшш – шуршит опавший лист.
Жжж – шмели в саду жужжат.
Ррр – моторы тарахтят.
- Дружат гласная с согласной,
Составляют вместе слог.
МА и ША, а вместе МАША
К нам явилась на урок.
- Если слоги встанут рядом –
Получаются слова:
ТЫ и КВА, а вместе ТЫКВА,
СО и ВА, всего СОВА.
- МИ–ЛА МЫ–ЛА РУ–КИ МЫ–ЛОМ.
МА–ША КА–ШУ ВА–РИТ НАМ.
Чтоб скорей и лучше было,
Всё читайте по слогам.
- Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
«Прочти, пожалуйста, прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, прочитай ещё страницу!»
Не надо звать, не надо ждать,
А можно взять и прочитать!
- Букв сначала мы не знали,
Мамы сказки нам читали.
А теперь читаем сами,
Подружились сказки с нами.
Вед. А хорошо ли вы знаете сказки? Сейчас мы это проверим!
- Отвечайте на вопрос:
Кто в корзине Машу нёс,
Кто садился на пенёк
И хотел съесть пирожок?
Сказочку ты знаешь ведь?
Кто же это был? …
- Жили братья-толстячки,
Все три носа — пятачки.
Старший братец — всех умней,
Дом построил из камней.
Отвечайте-ка, ребята,
Кто те братья? ...
- Что за сказка: кошка, внучка,
Мышь, ещё собака Жучка
Деду с бабой помогали,
Корнеплоды собирали?
- Ждали маму с молоком,
А пустили волка в дом.
Кто же были эти
Маленькие дети?
- Что за домик на опушке
Дал приют Ежу, Лягушке,
Мышке, Зайцу, Петуху?
Дом с трубою наверху,
Из трубы идёт дымок.
Этот домик — ...
Вед. Сейчас вы познакомитесь с необычным теремком.
Ведущий:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Есть замочек у него,
Видно, нет там никого.
Я замочек отомкну
И у терема спрошу:
«Кто-кто в теремочке живёт?
Кто-кто в невысоком живёт?»
Нет ответа, всё молчит.
Теремок пустой стоит.
Вот сюда идёт пенал.
Пенал:
Ах, куда же я попал?
Вот так терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живёт здесь, отзовись!
Нет ответа, не слыхать.
Буду жить здесь, поживать.
Ведущий:
Вот Букварь сюда пришёл,
Речь такую он завёл:
Букварь:
Стоит терем-теремок,
Он не низок, не высок.
Эй, замочек, отомкнись!
Кто живёт здесь, появись!
Ведущий:
Вышел на порог пенал
И Букварь к себе позвал.
Пенал:
Будем мы с тобой дружить,
Будем здесь с тобою жить.
Ведущий:
Тут тетрадки прибежали,
В теремок проситься стали.
Тетрадки:
В школе детям мы нужны,
С вами вместе жить должны!
Ведущий:
В теремочке потеснились –
И тетрадки поместились.
Карандашики бегут –
В теремочке все их ждут.
Появилась и пятёрка,
А за нею и четвёрка, -
Тоже к терему спешат,
В нём пожить они хотят.
Вдруг плетутся двойка с единицей,
В теремочке просят потесниться.
Но пенал суровый
На пороге снова.
Пенал:
Вы не торопитесь,
Вы нам не годитесь!
Мы сюда не пустим вас,
Убирайтесь сей же час!
Единица:
Подождите, не спешите,
Нас отсюда не гоните!
Двойка:
Отвернёмся на минутку –
Вы поймёте нашу шутку.
(Изменяют 2 на 5, а 1 на 4).
Пенал:
Вот теперь мы рады вам,
Заходите в гости к нам.
Ведущий:
Вот замочек щёлкнул,
В тереме примолкли.
Ждут кого-то смирно,
И приходит школьница Марина.
Школьница:
Я портфель сейчас возьму,
В школу скоро с ним пойду.
Я хочу прилежной стать
И пятёрки получать!
Вед. А знаете ли вы, ребята, что нужно брать с собой в школу? Это мы сейчас проверим.
- На коробку я похож,
Ручки ты в меня кладешь.
Школьник, ты меня узнал?
Ну, конечно, я - … (пенал).
- Рисовать умеет наш
Деревянный … (карандаш).
- Не на стенах в нашем доме –
Я рисую всё в … (альбоме).
- В альбоме буду рисовать,
А для письма нужна … (тетрадь).
- Линию прямую, ну-ка,
Сам нарисовать сумей-ка!
Это сложная наука!
Пригодится здесь … (линейка).
23. Вы цветным карандашом
Все рисуночки раскрасьте.
Чтоб подправить их потом,
Очень пригодится … (ластик.)
- Я весь мир слепить готов —
Дом, машину, двух котов.
Я сегодня властелин —
У меня есть … (пластилин.)
Вед. Молодцы! Теперь все знают, что нужно обязательно иметь в портфеле.
- Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ни-я!
- В том, то мы букварь прочли!
Полный курс наук прошли!
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки.
Вед. Дорогие ребята! В народе говорят: "Азбука – к мудрости ступенька ". Вы одолели свою первую, очень трудную ступеньку. Мы от всей души поздравляем вас, желаем вам новых успехов. Вас ждут новые ступеньки на пути к мудрости.
Дети поют песню «Чему учат в школе»