Воскресенье, 05.05.2024, 11:06
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт МБОУ СОШ №41

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Урок внеклассного чтения по пьесам Островского "Я верю в колдовство любви"

Урок литературы в 10 классе

Учитель: Голенок Инна Ивановна

«Я верю в колдовство любви»

Урок внеклассного чтения по пьесам А.Н.Островского

                                                                                      Хранительница очага, ты разрушаешь очаг,

                                                                    Синий огонь кипит в отчаянных очах.

                                                                    Воительница в любви, что драма тебе, что срам?

                                                                    И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм.

                                                                                                                          П.Вегин

Цели урока:

образовательные

  • сравнить пьесы «Гроза», «Снегурочка», «Бесприданница» в отражении темы любви;
  • выявить основные мотивы драм, доказать, что в «Бесприданнице» основным является мотив искушения;
  • повторить некоторые литературоведческие понятия

развивающие

  • продолжить формирование ОУУН обучающихся на основе дидактических материалов и логически-смысловой схемы;
  • способствовать осознанию необходимости в интеллектуальной и творческой деятельности через технологию сотрудничества;
  • совершенствовать навыки работы учащихся с текстом произведения

воспитательные

  • вызвать интерес к духовным проблемам бытия;
  • способствовать развитию творческого мышления.

Оборудование:

1. Портрет А.Н.Островского

2. Тексты произведений

3. Фрагмент из кинофильма Э.Рязанова «Жестокий романс»

4. Репродукция картины  В.Пукирева «Неравный брак»

5. Логически-смысловая схема

6. Таблица «Мотивы пьесы «Бесприданница»

7. Карточки-задания для работы в группах

Метод:  частично-поисковый.

 

Формы организации учебной деятельности  обучающихся:

  • работа в группах
  • индивидуальная работа
  • фронтальная работа

Ход урока

На доске запись: «Пьесы жизни»   А.Н.Островского «Гроза» (1859)

                                                                                                 «Снегурочка» (1873)

                                                                                                 «Бесприданница» (1879)

 I. Актуализация знаний.

Учитель:

-Что объединяет эти пьесы?

                                                -состояние любви: Снегурочка  - состояние до прихода любви, затем любовь;  Катерина – кажущаяся любовь к мужу, потом любовь настоящая; Лариса – любовь к Паратову, в конце концов: «Я любви искала и не нашла»;

                                             - героини: сильная женщина, готовая ради любви на всё;

                                             - герои, образы которых служат для раскрытия характеров героинь;

                                             - столкновение любви и окружающего мира, ведущее к гибели женщины.

   Учитель:

-Основой драматургического произведения является конфликт. В чём его особенности применительно к драмам Островского?

                      Сравнение поведения героинь и героев, размышления по поводу того, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина.

-Почему герои мужчины не могут подняться на такую же высоту?    

                                                                               (Зависимость, несвобода: Борис и Тихон зависимы от воли родственников-самодуров, Паратов – от денег,Карандышев – от больного самомнения)

      Любовь – движущая сила сюжетов названных пьес. Обращение к эпиграфу.

II. «Бесприданница» - сороковое оригинальное произведение Островского.

      Система образов

1. «Значительные люди города»

Кнуров: «Хорошо тому, у кого денег много», «Для меня невозможного мало».

Вожеватов: «Всякому товару цена есть», «За удовольствия надо платить, они даром не даются».

Паратов ( «блистательный барин»): «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного  нет, найду выгоду, так всё продам, что угодно"- В чём их отличие от калиновских купцов-самодуров?

Но, как и самодуры, они никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении целей. Нередки  «деловые» браки (мезальянсы).

  Обращаемся к картине   В.Пукирева «Неравный брак»

2. Лариса ( «чайка» - «вещь» ): «Я любви искала…»

 Слово учителя.

  • Посмотрим заключительный фрагмент кинофильма Э.Рязанова "Жестокий романс" и сравним его с финальной сценой драмы Островского "Бесприданница".

  • Что осталось за кадром? (ответы учащихся)

  • Два современных критика так толкуют последние слова Ларисы (Высказывания записаны на доске):

"Во всём этом – и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство " (В.Я. Лакшин).

"Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы... " (Ю.В. Лебедев).

  • Кто из них, по-вашему, ближе к замыслу Островского? (возможна небольшая дискуссия).

  • Оставим окончательные выводы. Обратимся к тексту. Можно ли трагедию Ларисы объяснить социальными причинами? (Да).

-А поможет ли анализ социальных причин понять трагедию Ларисы? (Нет).

  • Значит, должен быть другой путь. Русский религиозный философ XX века Николай Бердяев заметил, что "вся наша литература XIX века ранена христианской темой, вся она ищет спасения, вся она ищет избавления от зла, страдания, ужаса жизни для человеческой личности, человечества, мира". Возможно, эта мысль поможет нам? Возможно, путь духовного анализа пьесы окажется более плодотворным? На прошлом уроке мы обратили внимание на то, что наряду с главной темой у Островского звучат дополнительные, которые оттеняют главную. Как они называются? (Мотивы).

  • Назовите их. (На доске по ходу ответов учащихся открывается передвижная таблица): Мотивы:

  • Мотив пространства

  • Мотив человека - вещи

  • Мотив блеска

  • Мотив искушения

  • Мотив одиночества

  • Какой из этих мотивов ближе к словам Бердяева? (Мотив искушения).

  •  Как вы понимаете значение слова искушение! (Соблазн).

  • Вы подвержены соблазнам? Они мешают вам жить?

  • Какие соблазны захватили героев драмы? В чём вы видите мотив их искушений? Опираясь на текст, расскажите об искушениях Хариты Игнатьевны, Кнурова, Вожеватова, Карандышева, Паратова. (Учащиеся работают в группах 3-4 минуты).

  •   Каков характер этих искушений? (Материальный).

  • Соблазны, искушения персонажей Островского так или иначе связаны с Ларисой. Она сама является искушением для героев. Почему все говорят только о ней? Благодаря каким ее качествам, данным? (Красота, талант - внешние атрибуты).

  • Итак, звучит мотив человека-вещи, который дополняет мотив искушения. (Учитель обращает внимание учащихся на логически-смысловую схему).

   

  • А с чего начинается мотив искушения для Ларисы? (С приезда Паратова).

  • Какого характера её искушение? (Духовного).

  • Составьте связный ответ об искушении Ларисы, опираясь на вопросы карточки. (Учащиеся работают в группе 3-4 минуты).

 Карточка

Соблазняется ли Лариса положением, блеском? Чем же соблазнена Лариса?

Почему Паратову удаётся роль искусителя?

Почему Лариса так идеализирует Паратова?

Лариса поёт романс "Не искушай меня без нужды..." - случаен ли он?

 

- Итак, Паратов - идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Перед ней другой     человек. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы: "В глазах - как небе светло...."

 Вот полная лермонтовская строфа (четверостишие записано на доске):

Хранит молодое чело

По воле и радость и горе.

В глазах - как на небе, светло,

В душе его - темно, как в море.

  • Человек с тёмной душой. Кто это? (Дьявол).

  • Заканчиваются ли искушения для Ларисы признанием Паратова? (Нет)'.

  • Искушения какого порядка начинаются? (Материального).

  • Мотивы, которые мы увидели в пьесе, сходятся, перекликаются с мотивом искушения. (Учитель вновь обращает внимание учащихся к схеме).

  • Значит, это центральный мотив, лейтмотив. Центральный мотив ведёт к разгадке финала. Обратимся к словам Иоанна Златоуста:

Искушение не есть зло, но – добро.

Оно хороших делает лучше.

Это горнило для очищения золота…

Так православие определяет искушение.

- Как по-вашему, уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы? Почему? (Ответы учащихся).

  • Обретает ли душа Ларисы утерянную веру в любовь? О какой любви идёт речь? (Ответы учащихся).

  • Кто же, на ваш взгляд, из двух критиков прав и ближе к истине? (Ответы учащихся).

Итог урока.

Т.о., лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально. Возможно, не все согласятся с выводами урока, поэтому домашнее задание позволит обосновать иные позиции.

Домашнее задание.

Письменный ответ на вопросы:

  1. «Дрянное оружие» собрал Карандышев в свою коллекцию. Пистолет его дал осечку. Какой могла бы стать судьба Ларисы в этом случае?

  2. Кто-то остался недоволен тем, как мы разрешили спор двух критиков. А может, и не так противоречивы их позиции? Приведите свои аргументы.

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Май 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
  12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz