Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Урок внеклассного чтения по пьесам Островского "Я верю в колдовство любви"Урок литературы в 10 классе Учитель: Голенок Инна Ивановна «Я верю в колдовство любви» Урок внеклассного чтения по пьесам А.Н.Островского Хранительница очага, ты разрушаешь очаг, Синий огонь кипит в отчаянных очах. Воительница в любви, что драма тебе, что срам? И ты разрушаешь дом, чтобы построить храм. П.Вегин Цели урока: образовательные
развивающие
воспитательные
Оборудование: 1. Портрет А.Н.Островского 2. Тексты произведений 3. Фрагмент из кинофильма Э.Рязанова «Жестокий романс» 4. Репродукция картины В.Пукирева «Неравный брак» 5. Логически-смысловая схема 6. Таблица «Мотивы пьесы «Бесприданница» 7. Карточки-задания для работы в группах Метод: частично-поисковый.
Формы организации учебной деятельности обучающихся:
Ход урока На доске запись: «Пьесы жизни» А.Н.Островского «Гроза» (1859) «Снегурочка» (1873) «Бесприданница» (1879) I. Актуализация знаний. Учитель: -Что объединяет эти пьесы? -состояние любви: Снегурочка - состояние до прихода любви, затем любовь; Катерина – кажущаяся любовь к мужу, потом любовь настоящая; Лариса – любовь к Паратову, в конце концов: «Я любви искала и не нашла»; - героини: сильная женщина, готовая ради любви на всё; - герои, образы которых служат для раскрытия характеров героинь; - столкновение любви и окружающего мира, ведущее к гибели женщины. Учитель: -Основой драматургического произведения является конфликт. В чём его особенности применительно к драмам Островского? Сравнение поведения героинь и героев, размышления по поводу того, кто выше, сильнее духовно: мужчина или женщина. -Почему герои мужчины не могут подняться на такую же высоту? (Зависимость, несвобода: Борис и Тихон зависимы от воли родственников-самодуров, Паратов – от денег,Карандышев – от больного самомнения) Любовь – движущая сила сюжетов названных пьес. Обращение к эпиграфу. II. «Бесприданница» - сороковое оригинальное произведение Островского. Система образов 1. «Значительные люди города» Кнуров: «Хорошо тому, у кого денег много», «Для меня невозможного мало». Вожеватов: «Всякому товару цена есть», «За удовольствия надо платить, они даром не даются». Паратов ( «блистательный барин»): «Что такое «жаль», этого я не знаю. У меня ничего заветного нет, найду выгоду, так всё продам, что угодно"- В чём их отличие от калиновских купцов-самодуров? Но, как и самодуры, они никогда не отказываются от своих желаний, жестоки в достижении целей. Нередки «деловые» браки (мезальянсы). Обращаемся к картине В.Пукирева «Неравный брак» 2. Лариса ( «чайка» - «вещь» ): «Я любви искала…» Слово учителя.
"Во всём этом – и в смерти рядом с цыганским разгулом, и в словах прощения и любви есть какое-то святотатство " (В.Я. Лакшин). "Сознание спасительной силы христианской любви звучит в прощальных словах Ларисы... " (Ю.В. Лебедев).
-А поможет ли анализ социальных причин понять трагедию Ларисы? (Нет).
Карточка
- Итак, Паратов - идеал для Ларисы. Но вот он раскрывает свои карты. Перед ней другой человек. И поэтому не случайны слова Лермонтова в устах Ларисы: "В глазах - как небе светло...." Вот полная лермонтовская строфа (четверостишие записано на доске): Хранит молодое чело По воле и радость и горе. В глазах - как на небе, светло, В душе его - темно, как в море.
Искушение не есть зло, но – добро. Оно хороших делает лучше. Это горнило для очищения золота… Так православие определяет искушение. - Как по-вашему, уместна ли в этом смысле последняя реплика Ларисы? Почему? (Ответы учащихся).
Итог урока. Т.о., лейтмотив драмы Островского несёт сложную смысловую нагрузку. Если души людей лишаются нравственного стержня, нравственной силы, то они впадают во власть искушений, соблазнов. Обретение веры будет тем сложнее, чем больше нравственных изъянов имеет душа. В этом смысле драма Островского звучит вполне современно и актуально. Возможно, не все согласятся с выводами урока, поэтому домашнее задание позволит обосновать иные позиции. Домашнее задание. Письменный ответ на вопросы:
|
Поиск
Архив записей
Друзья сайта
|
|