Меню сайта
Статистика
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
Урок литературного чтения в 4 классе "Народные сказки в авторской обработке. В.Даль.Тема: Народные сказки в авторской обработке. В.Даль. «Война грибов с ягодами», «Кузовок». (4 класс, программа «Школа 2100») Цели и задачи урока:
Ход урока
- На прошлом уроке мы пришли к выводу, что Пушкин и Жуковский, используя народные сюжеты, создали авторские литературные сказки, которые с удовольствием читали как их современники, так и многие-многие последующие поколения. - Вспомните, чьи сказки советовал читать Пушкин? (с. 121). - Как он отзывался о сказках Даля? - Что такое обработка народной сказки писателем? (Сохраняется сюжет, герои, язык, особенности текста, его идея). - Чем тогда обработка сказки отличается от её записи? (Писатель делает текст более грамотным, подчёркивает особенности, достоинства.) - Кто же такой Владимир Иванович Даль? (учебник, с.122 – рассказ Николая Александровича) (слайд) (небольшой рассказ учителя о Дале ) (смена слайда) (представление словаря) - В словаре Даля собраны пословицы, поговорки, загадки, скороговорки. Одна из интереснейших загадок-сказок – «Старик годовик». Помните ли вы её? (если нет – напомнить). - А произносить скороговорки быстро, скоро очень трудно, нужно потренироваться. Давайте попробуем. (На слайде скороговорка: «Съел молодец тридцать три пирога с пирогом, да все с творогом». Появляется три раза с ускорением, дети читают хором). (Смена слайда)
- Сейчас вы будете знакомиться с народной сказкой «Война грибов с ягодами» в обработке В.И.Даля. При чтении отмечайте незнакомые, непонятные слова. (Дети читают сказку). - Что необычно в этой сказке? - Что могло привлечь Даля в этой сказке? 2) Наблюдение над языком сказки. - Какие слова были непонятны, незнакомы? - Кто поможет объяснить? (Если не могут объяснить – обратиться к толковому словарю). - Найдите просторечные слова, выражения. - Почему Даль, пересказывая сказку, сохранил их? Физминутка. 3) Чтение сказки учащимися вслух. - Какие необычные сравнения – определения встречаются в сказке? (Волнушки – старые старушки, опёнки – ноги тонки, сморчки – старички и пр.) - Почувствовали ли вы близость речи сказки к стихотворной? В чём это проявляется? Найдите спрятавшиеся рифмы. - Каким вам представляется главный «герой» сказки – гриб-боровик? (Ответы детей). А вот каким его представил художник В.Конашевич (слайд) - А это – тётка Варвара – широкие карманы (слайд). 4) Работа над выразительным чтением сказки. - В каком варианте, по-вашему, сказка зазвучит интереснее: когда читает (и играет) один читатель-сказитель или когда её читают по ролям? (Выбор вида чтения). - Сколько человек должно быть задействовано при чтении сказки по ролям? (7) (чтение сказки по ролям – 2 раза) - Чьё выступление вам особенно понравилось? (слайд с пословицами) - Какая пословица, по-вашему, отражает смысл сказки? Почему? (Молодец на овец, а на молодца и сам овца. У страха глаза что плошки, а не видит ни крошки. Не рой другому яму, сам в неё попадёшь. Смелость города берёт.) (Смена слайда).
1) Подготовка к игре. - Любой текст в обработке Даля начинает «играть». Вот послушайте: кадушки – бочонки, бурачки – кузовки. Слова эти не случайно стоят парами, каждая пара слов означает одно и то же. Можете ли вы объяснить значения этих слов? (Если не могут – поиск толкования слов по словарю Даля). - А что можно положить в кузовок? - Вот какую народную игру записал и донёс до нас Владимир Иванович Даль. 2) Чтение описания игры «Кузовок» по учебнику. 3) Игра в слова:
Разыгрывание фантов-залогов. 4) Обсуждение вопроса 3 (стр.164): - Как вы думаете, почему А.С.Пушкин рекомендовал для детского чтения русские сказки и другие произведения фольклора именно в обработке В.И.Даля? V. Итог урока. - Что нового узнали сегодня? - Что больше всего понравилось на уроке? (Выставление оценок). VI.Домашнее задание:
|
Поиск
Календарь
Архив записей
Друзья сайта
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||