Добрый день, коллеги.
Вас приветствует учитель математики школы № 41 г.Брянска,
Турок Татьяна Александровна.
Народная мудрость гласит: «Если твои дела рассчитаны на год – сей рожь,
если на десятилетие – сажай деревья, а если на века – воспитывай детей».
На свете есть множество разных профессий. Но я выбрала одну и очень интересную.
Мой выбор связан с моим детством и примером, который всегда был передо мной. Моя мама, сестра работали сельскими учителями, где все на виду.
Наши учительские семьи и жили дружно, регулярно наведываясь друг к другу в гости, и застольные разговоры, естественно, плавно переходили на школу. Не сомневаюсь, что именно под воздействием этих бесед, личного примера родителей мы, дети, также пошли по их стезе.
Я всегда была убеждена в том, что педагог – это не профессия, а образ жизни, сообразно которому он и живёт.
Сегодня, я работаю учителем математики в г.Брянске уже 21 год, имею высшую квалификационную категорию и задаю себе вопрос: В какой бы школе мне хотелось, чтобы учился мой ребенок или внук?
Чего я хочу от школы?
А хочу я, чтобы:
- ребенку было комфортно в классном коллективе и школе.
- Чтобы школа научила ребенка получать информацию из разных источников и использовать ее.
- Чтобы не пропало у человека желание учиться, чтоб было интересно ему.
- Чтобы система образования не подавила личность ребенка, а в основе обучения и воспитания лежала идея свободы. Свободного развития личности.
- А еще очень хочу, чтобы в основе учебного процесса лежали идеи сотрудничества, а не соперничества, потому что в современном мире очень сложно добиться чего – либо в одиночку.
Наверное, этого хочет большинство родителей российских школьников.
Вот такой я вижу современную школу, школу, которая построена на любви к детям, на доброте, доверии и искренности отношений, школу умную по своему содержанию, а еще – стремящуюся к постоянному обновлению и совершенству.
Приоритетной задачей государственной политики в области образования
является обеспечение высокого качества образования, основанного на фундаментальности знаний и развитии творческих компетентностей обучающихся в соответствии потребностям личности.
В тоже время современное общество предъявляет высокие требования качественной подготовки выпускника к государственной итоговой аттестации, которая проводится в формате единого государственного экзамена. Опытом такой подготовки и хотелось бы поделиться сегодня.
В чем заключается подготовка к этому тестированию и как эффективнее ее провести? Этот вопрос всегда стоит перед учителем математики.
. Экзамен по математике - это итог работы и ученика, и учителя на протяжении семи лет обучения в школе, и подготовка к нему является важной составляющей учебного процесса, поэтому я начинаю целенаправленно готовить учащихся к такому виду экзамена еще с 5 класса, вводя тестовые задания в работы учащихся. Работаю последние годы в 5-7 и 10-11 классах.
С чего начинать? В начале каждого учебного года в 5 и 10 классах провожу входные мониторинговые контрольные работы для выявления уровня знаний учащихся, как в форме контрольных работ, так и в форме тестов. /Входной мониторинг: приложение Примерные входные контрольные работы по математике в 5 классе.docx; /
Чтобы достичь хороших результатов на каждом уроке провожу обязательный устный счет, обучающие самостоятельные работы, тесты.
В 5 классе глобальным считаю раздел «Десятичные дроби».
Работая над этим разделом, стараюсь довести до автоматизма чтение и запись десятичных дробей, а уроки-практикумы помогают отработке умений выполнять арифметические операции с десятичными дробями. В 6 классе особое внимание уделяю разделу «Положительные и отрицательные числа», в 7-ом работаю над изучением формул сокращенного умножения, и, конечно же, решение квадратных уравнений в 8 классе.
Это фундаментальные темы и дальнейшая работа базируется на выстроенном фундаменте.
В старших классах применяю рабочие тетради с тестовыми заданиями, а также сборники заданий с тестами (Рабинович Е.М. Задачи и упражнения на готовых чертежах. 10-11 классы, геометрия; М. И. Башмаков "Математика. 11 класс. Сборник задач"; С.И. Колесникова «Решение сложных задач ЕГЭ»; Сборник задач по математике для поступающих в вузы. ... Задачник для 10-11 классов общеобразовательных учреждений, А.Г. Мордкович, Л.О. Денищева, Т.А. Корешкова,Т.Н. Мишустина, Е.Е. Тульчинская, М.: Мнемозина, 2009 и другие).
Знакомство учащихся с алгоритмами решения задач осуществляется на уроке – лекции. Ребята имеют отдельную тетрадь, для теоретического материала - это конспекты предписаний, алгоритмы, образцы выполнения заданий. Дальнейшая отработка выполняется на практических занятиях с использованием различных форм работы (фронтальной, групповой, индивидуальной). Особое предпочтение отдаю групповой работе, варьируя состав групп в зависимости от целей и задач урока.
В целях оперативного контроля за усвоением алгоритма ежеурочно провожу небольшие самостоятельные работы, математические диктанты или тесты, цель которых: выявление учащихся, испытывающих затруднения при выполнении заданий. Этим ребятам оказывается оперативная помощь консультантами. При организации работы в группах, часть учащихся получает задания, направленные на достижение обязательных результатов обучения, причём, некоторые имеют перед собой образец выполнения задания, а другие – только алгоритм, более сильные учащиеся получают задания на творческом уровне. На таком уроке моя работа сосредоточена на более слабых учениках, в сильной группе, как правило, всегда коллективными усилиями находят верное решение, самостоятельно применяя знания и приёмы деятельности в новой ситуации. Оценивая учащихся, не спешу выставлять оценки в журнал, всегда даю возможность получить более высокую отметку и обязательно исправить неудовлетворительную отметку, для этого ученик должен сделать работу над ошибками самостоятельно или с помощью консультантов, иногда с моей помощью, а затем решить аналогичное задание самостоятельно.
Цель такой работы: в создании комфортной психологической обстановки и, конечно, в достижении обязательного минимума по изучаемой теме.
Обучение алгоритмам даёт возможность достичь обязательного уровня обучения наиболее слабым учащимся и не может привести к стандартизации мышления и подавлению творческих сил детей, так как выработка различных автоматизированных действий (навыков) – необходимый компонент творческого процесса, без них он просто невозможен.
Обучение алгоритмам не сводится к их заучиванию, оно предполагает и самостоятельное открытие, построение и формирование алгоритмов, а это и есть творческий процесс. Наконец, алгоритмизация охватывает далеко не весь учебный процесс, а лишь те его компоненты, где она является целесообразной. Система алгоритмов – программ позволяет в определённой мере автоматизировать учебный процесс на этапе формирования навыков в решении типовых задач и создаёт широкие возможности для активной самостоятельной работы учащихся.
Опыт реализации ЕГЭ подсказал, что подготовка к нему не должна быть самоцелью (школа призвана учить, а не готовить к сдаче экзамена), но в то же время применять постоянно, но не натаскиванием на тестирование, а в ходе планомерного использования тестов в течение нескольких лет школьного обучения.
Чрезвычайно важным представляется отработка алгоритма выполнения тестовых заданий ЕГЭ. Связано это с тем, что учащиеся не умеют правильно распределить свое время. Получив КИМы и инструкции, ученик поставлен в жесткие рамки.
Вычислительные навыки. Пользоваться калькулятором не рекомендую, объясняя его вред. Показываю ребятам некоторые способы быстрого умножения чисел, возведения в степень, извлечения корней др.
Обязательное знание правил и формул. Для этого после изучения теоретических вопросов темы, даю на 5 - 7 минут математический диктант, в котором часть вопросов касается теории и вторая часть - простейшие примеры на её применение.
Постоянное совершенствование учебных навыков на практике.
Проверка знаний и умений учащихся. Выполнение тренировочных и диагностических работ, представленных в сети Интернет.
Среди источников информации следует отметить сеть Интернет, рекомендую учащимся сайты, где собран теоретический материал, а также сайты, где ученики могут самостоятельно проверить уровень своей подготовки, работы в режиме он-лайн.
Несомненную помощь при подготовке к ЕГЭ оказывают родители, поэтому
систематически работаю с ними в этом направлении.
Нередко трудно бывает привлечь родителей к данному процессу, а часто родителям самим требуется помощь учителя в решении многих вопросов, поэтому в начале учебного года, я обычно посещаю первое родительское собрание и знакомлю родителей:
- с планом работы по математике на предстоящий учебный год;
- разъясняю позицию Министерства РФ по проблеме ЕГЭ;
- характеризую структуру контрольно измерительных материалов (КИМов) по математике;
- рассказываю о формах заданий и поясняю подходы к оценке результатов выполнения заданий разной формы.
Отношение к ЕГЭ школьников и их родителей неоднозначно. Во многом оно зависит от того, насколько они знакомы с содержанием экзамена и насколько высоко оценивают собственную готовность к нему.
Роль учителя в школе действительно велика, но он не всемогущ, поэтому, считаю, что учиться может тот ребёнок, который хочет учиться и который учится сам.
Рекомендую родителям.
Уважаемые папы и мамы!
Неверно думать, что если у Вас нет математического образования, то Вы ничем не можете помочь своему ребенку при подготовке к ЕГЭ.
1. Это всегда можно сделать, организуя и контролируя его самоподготовку. Здесь Ваша помощь просто необходима.
2. Контролируйте его работу и посещаемость на уроках математики в школе (не реже 1 раза в месяц встречайтесь с учителем математики и старайтесь выполнять его рекомендации).
3. Организуйте качественное питание и отдых ребенка в течение всего учебного года (особенно в период сдачи экзаменов).
Вечером накануне экзамена родители должны проследить, чтобы ребенок прогулялся и лег спать вовремя. Последние двенадцать часов должны уйти на подготовку организма, а не знаний. Не повышайте тревожность ребенка накануне экзаменов - это может отрицательно сказаться на результате тестирования. Ребенку всегда передается волнение родителей, и если взрослые в ответственный момент могут справиться со своими эмоциями, то ребенок в силу возрастных особенностей может эмоционально "сорваться".
По сравнению с другими учебными предметами математика, несомненно, выделяется своей трудоемкостью, необходимостью большой самостоятельной повседневной работы. Надо вдумчиво, ежедневно, серьезно работать, чтобы овладеть математикой даже в минимальных размерах, не говоря, уже о более значительных успехах. Поэтому усилия учителя должны быть направлены на формирование у школьников потребности в учебной деятельности, неуемного желания учиться. Необходимо выработать положительное отношение учеников и родителей к математике, создавать ситуации успеха, ликвидировать боязнь решения математических задач, формировать у детей уверенность в своих способностях.
Для того чтобы выявить уровень подготовленности выпускников к сдаче экзамена, ежегодно дважды проводим пробное малое ЕГЭ в январе и апреле. Технология проведения пробного ЕГЭ максимально приближена к условиям проведения экзамена. Результаты ЕГЭ по математике учащихся 11а класса в 2012-2013 учебном году представлены ниже, минимальный балл: 24.
Балл |
Количество учащихся |
Количество учащихся в % |
40 |
3 |
15 |
44 |
1 |
5 |
48 |
1 |
5 |
56 |
2 |
10 |
60 |
6 |
30 |
63 |
2 |
10 |
66 |
1 |
5 |
70 |
3 |
15 |
72 |
1 |
5 |
Итак, 75 % выпускников имеют баллы выше (от 56 баллов до 72), чем средние результаты по области (55,7%).
Считаю, что вся проводимая мной работа по подготовке обучающихся к ЕГЭ, даёт позитивные результаты. 90% наших выпускников продолжают образование в высших учебных заведениях страны, 70% - поступают на бюджетные места, причем 70% из них обучаются в технических вузах, где математика является профилирующим предметом.
Учитель математики высшей квалификационной категории
МБОУ СОШ №41 г.Брянска Турок Т.А.
Примерные входные контрольные работы по математике в 5 классе