7 класс
Тема урока: Одежда и требования к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки.
Цели:
Образовательные: ознакомить учащихся с понятием «одежда», её функциями, основными требованиями, предъявляемые к одежде, с видами одежды; сформировать умения по снятию мерок для построения чертежа юбки.
Воспитательные: воспитывать эстетический вкус, взаимопомощь, внимание.
Развивающие: развивать логическое, наглядно-образное мышление, познавательный интерес.
Средства обучения:
Учебные: рабочая тетрадь, сантиметровая лента.
Раздаточный материал: инструкционные карты «снятие мерок».
ТСО: ПК, мультимедийный проектор, презентация «Одежда. Требования к ней.», «История юбки».
Тип урока: комбинированный
Ход урока
1. Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку. Назначить дежурных. Ознакомить учащихся с темой и целями урока.
2. Изучение нового материала.
Вопрос учащимся: Что такое одежда? Как вы понимаете?
Как же давно человек носит одежду, как она менялась, мы проследим, посмотрев небольшую презентацию.
Итак, сделаем вывод.
Одежда – искусственный покров тела человека, защищающий его от внешних воздействий и являющийся некоторым проявлением индивидуальности человека, эпохи.
Какие же функции выполняет одежда?
Функция одежды – это роль, которую она выполняет в жизни человека.
Функции одежды:
- защитная (одежда защищает от неблагоприятных воздействий окружающей среды (холода, жары, ветра дождя и т. п.);
- утилитарная (человек в одежде должно быть комфортно, удобно);
- социальная (одежда является отражением социального положения человека);
- художественно-эстетическая (одежда должна гармонировать и с личностью человека и с окружающей средой, она даёт чувственно-эмоциональное удовлетворение).
В зависимости от назначения одежда делится на бытовую и производственную.
Бытовая одежда – предназначена для защиты тела человека в различных бытовых и общественных условиях.
Виды бытовой одежды:
|
|
|
|
|
|
|
||
Производственная одежда – предназначена для ношения в производственных условиях различных отраслей промышленности.
- Специальная одежда – для защиты человека от опасных и вредных производственных факторов.
- Санитарная одежда – для защиты человека от загрязнений.
Какая бы ни была одежда, человек предъявляет к ней ряд требований. Требования – своеобразная информация о том, каким свойствам одежды и их признакам отдается предпочтение в данный момент.
Требования к одежде сложны и многообразны. Наиболее важными из них являются требования, обусловленные процессом потребления – потребительские – обусловленные взаимодействием, контактом одежды и человека в процессе потребления.
Рассмотрим некоторые из них.
Гигиенические (одежда должна защищать тело человека от холода, жары, дождя, снега, от механических повреждений, обладать гигроскопичностью).
Эстетические (соответствовать современному стилю и моде, быть художественно оформленной, иметь товарный вид).
Эргономические (соответствовать размерам и форме тела человека, быть удобной, иметь рациональную застежку, иметь отдельные элементы: карманы, бретели, пояс).
Эксплуатационные (обладать устойчивостью соединительных швов к нагрузкам, быть устойчивой к трению, многократному растяжению, действию света и погоды, противостоять действию химчистки, стирки, влажно-тепловой обработки, быть прочной и надежной в эксплуатации).
Технологические (соответствовать технологическим требованиям, соответствовать требованиям к качеству).
Экономические (иметь минимальные материальные затраты, рационально использовать материалы).
Функциональные (соответствовать фигуре человека, подходить к внешнему облику человека, отвечать конкретному назначению).
Одежда на одних участках прилегает к телу плотно, на других располагается свободно. Участки тела человека, где одежда прилегает плотно, называют опорной поверхностью. По месту расположению опорного пояса одежда делится на следующие конструктивные группы:
- одежда для верхней части тела – плечевая – опирается на плечевой пояс, покрывает туловище, руки и шею (частично или полностью);
- одежда для нижней части тела – поясная – опирается на тазобедренный пояс, покрывает нижнюю часть туловища и ноги (частично или полностью).
Самый древний и распространенный предмет поясной женской одежды – юбка. Когда же она появилась в женском гардеробе? Посмотрим презентацию «История юбки».
Юбки бывают различных силуэтов и разделяются на прямые, расширенные или зауженные к низу. По покрою они делятся на конические (клешевые), клиньевые, прямые.
Для того чтобы построить чертежи поясных изделий и затем выполнить выкройки, необходимо правильно снять соответствующие мерки. Мерки снимают учитывая все правила снятия мерок. Помимо основных мерок для построения чертежа юбки необходимо учитывать прибавки на свободное облегание. Они создают воздушную прослойку и обеспечивают свободу движения выбранной модели. Прибавки обозначают буквой П.
Прибавки на свободное облегание:
- по линии талии – Пт = 1см;
- по линии бедер – Пб = 2см.
Название мерок
|
Буквенное обозначение |
Назначение мерок |
Как снимать мерки |
Полуобхват талии |
Ст |
Определение ширины изделия по линии талии |
Горизонтально вокруг туловища по лини талии |
Полуобхват бедер |
Сб |
Определение ширины изделия по линии бедер |
Горизонтально вокруг туловища; сзади через наиболее выступающие точки ягодиц; спереди с учетом выступа живота |
Длина спины до талии |
Дтс |
Определение линии талии и линии бедер |
От седьмого шейного позвонка, по позвоночнику до шнурка, определяющего линию талии |
Длина юбки |
Дю |
Определение длины юбки |
Сзади, посередине от линии талии до желаемой длины |
3. Практическая работа «снятие мерок».
Учащиеся попарно снимают друг у друга мерки, руководствуясь инструкционными картами, и результаты измерений записывают в тетрадь.
4. Итог.
Проверяется правильность снятия мерок, выставляются оценки.
Критерии оценок:
«5» - всё правильно;
«4» - есть недочеты в 1см в мерках обхвата;
«3» - есть недочеты в 2-3 см в снятых мерках;
«2» - все мерки сняты с большим недочетом (более 3 см).
5. Домашнее задание.
Выучить записи в тетради, принести масштабную линейку, чертёжные инструменты, альбомы.
Правило снятия мерок для построения чертежа юбки.
Основные правила :
- Обмеряемый должен стоять ровно, не крутится или шевелится. Следите, что бы стоял, как вкопанный, даже головой не крутил. Чуть изгиб, наклон и результаты - другие.
- При измерении сантиметровую ленту не следует натягивать или ослаблять.
- Мерки снимают по правой стороне фигуры.
- Сначала снимают мерки обхватов, а затем мерки длин.
- Мерки длины записывают полностью, мерки ширины и обхватов записываются в половинном размере, так как чертёж строят на одну половину фигуры.
- Зафиксируйте талию резиновым шнуром! Что бы резинка нашла свое место, наклонитесь, покрутитесь, присядьте. Завязать ее нужно достаточно туго. Зафиксировав резиновый шнур в выбранном месте, проверьте: дышит ли обмеряемый? Не допускайте провисания шнура.
Снятия мерок для построения чертежа юбки.
1. Полуобхват талии (Ст). Снимаем горизонтально вокруг туловища по лини талии.
2. Полуобхват бедер (Сб). Снимаем горизонтально вокруг туловища; сзади через наиболее выступающие точки ягодиц; спереди с учетом выступа живота.
3. Длина спинки до талии (Дст). Снимаем от седьмого шейного позвонка, по позвоночнику до шнурка, определяющего линию талии.
4. Длина изделия (Ди). Сниаем сзади, посередине от линии талии до желаемой длины.
Результаты записываем в тетрадь в виде таблицы.
Название мерок
|
Буквенное обозначение |
Назначение мерок |
Мои мерки |
Полуобхват талии |
Ст |
Определение ширины изделия по линии талии
|
|
Полуобхват бедер |
Сб |
Определение ширины изделия по линии бедер
|
|
Длина спины до талии |
Дст |
Определение линии талии и линии бедер |
|
Длина юбки |
Дю |
Определение длины юбки
|
|
Прибавки на свободное облегание: Пт = 1см , Пб = 2см
Расчеты для построения чертежа прямой юбки
Сб + Пб =
Дст : 2 =
(Сб + Пб) – (Ст + Пт) =
Расчет вытачек прямой юбки:
раствор боковой вытачки : 2 =
раствор задней вытачки: 4 =
раствор передней вытачки: 6 =