Четверг, 21.11.2024, 17:42
Приветствую Вас Гость | RSS

Cайт МБОУ СОШ №41

Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Достижения в работе учителя начальных классов

Достижения в работе учителя начальной школы.

Изменения современного урока в соответствии с требованиями ФГОС

(из опыта работы)

Презентация

Слайд 1 «Тот, кто, обращаясь к старому, способен открывать новое, и шагать в ногу со временем, достоин быть учителем». Конфуций

Школа сегодня стремительно меняется, пытаясь попасть в ногу со временем. Главное изменение в обществе – это ускорение темпов развития.

Слайд 2 Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  • анализировать свои действия;
  • самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  • отличаться мобильностью;
  • быть способными  к сотрудничеству;
  • обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

  Слайд 3  Как гласит известная притча, чтобы накормить голодного человека, можно поймать ему рыбу. А можно поступить иначе – научить ловить рыбу, тогда человек, научившийся рыбной ловле, уже никогда не останется голодным.

   Слайд 4 (методологическая основа Стандартов)  В связи с этим мы приходим к осознанию необходимости изменить характер учебного процесса и способы деятельности учащихся. И здесь мы не можем обойтись без технологии системно-деятельностного метода обучения.

Он даёт возможность детям вырасти людьми, которые будут способны понимать, оценивать информацию, анализировать её на основе имеющихся у них теоретических знаний, будут обладать навыками к применению этих знаний в нестандартных условиях, будут способны принимать решения на основе проведённого анализа. Ученик теперь главный деятель на уроке. Во главе и в центре учебного процесса находится познавательная деятельность ученика, активная и как можно более самостоятельная.

Слайд 5 (УУД) В рамках деятельностного подхода ученик овладевает универсальными действиями, чтобы уметь решать любые задачи и отвечать за свои результаты.

 Слайд6  (виды УУД) Работая по новым стандартам, я отработала ряд приёмов по формированию универсальных учебных действий, которыми хотелось поделиться.

Слайд 7  (регулятивные УД)   Формирование регулятивных учебных действий, обеспечивающих младшему школьнику организацию учебной деятельности.
- целеполагание как способность принять учебную задачу на основании того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё не известно;
-планирование как способность самостоятельно определять последовательность выполнения действий;
- контроль как способность сличения способа действия и его результата с заданными эталонами;
- саморегуляция как способность начинать и заканчивать учебные действия в нужный момент;
- коррекция как способность исправлять промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;
- самооценка как способность осознать то, что уже усвоено, и то, что ещё нужно усвоить, способность осознать уровень усвоения.

Работу над формированием умения самостоятельно определять тему и задачи урока  начала с 1 класса. На начальной стадии я сама сообщала тему урока, говоря ребятам о том, что в дальнейшем они должны будут делать это самостоятельно. Слайд 8(используемые приёмы)  Постепенно стала только подводить учащихся к теме, давая им возможность формулировать её самостоятельно. Далее мы учились определять цели урока. Теперь часть детей уже могут сделать это без помощи учителя, часть формулируют с помощью наводящих вопросов. 

Умение давать само- и взаимооценку необходимо на любом уроке. Например, пройдя тест, дети самостоятельно проверяют и оценивают работу по заданным критериям. На уроках литературного чтения после чтения наизусть  прошу оценить себя (Читал с выражением или без? Допускал ли ошибки? Соблюдал паузы или торопился?). На основании этого ребёнок оценивает себя. Учитель соглашается с учеником  или нет, аргументируя свою позицию. 

Практические работы на уроках окружающего мира, а также вопросы учителя «Какой вывод можно сделать?», «Почему так получилось?» учат младших школьников самостоятельно делать выводы. 

Слайд 9 (познавательные УД)  Познавательные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач.
ФГОС вводят новое понятие – учебная ситуация. Прежде чем дать новую информацию, задаём учащимся проблемный вопрос: «Как вы думаете?»,  «Как вы решите это задание?».  Иногда ставим вопрос до изучения темы, чтобы послушать предположения детей (выдвинуть гипотезы) и сравнить свои предположения с итогом работы. Проблемная ситуация создаётся на основе имеющихся у детей знаний.                        

Слайд 10 (используемые приёмы)    Использование ИКТ, электронных образовательных ресурсов, интернет- ресурсов особенно актуально в современном мире. Опора на социальный опыт учащихся, связь с действительностью – одно из требований ФГОС. Она прослеживается почти на всех  уроках окружающего мира, на уроках математики,  особенно при решении задач с величинами «Цена», «Количество», «Стоимость», «Меры длины», на уроках чтения. 
Слайд 11 (коммуникативные УД)  Коммуникативные  учебные действия подразумевают

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
- умение разрешать конфликтные ситуации, принимать решение, брать ответственность на себя.

Очень важным при организации практической работы я считала и считаю научить ребят работать в парах, группах, научить выслушивать мнение других, высказывать своё, а также делать выводы. Работа в паре имеет большое значение для формирования всех видов универсальных учебных действий: личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных. Но прежде чем ввести этот вид деятельности, в первом классе я провела воспитательную работу на классных часах «Ты и твои товарищи на уроке», «Учимся работать дружно», где мы изучили основные правила работы в паре. В начале школьного обучения дети еще не умеют работать совместно. И для формирования готовности детей к совместной работе на классных часах я использовала следующие упражнения:

«Зеркало». Один участник делает какие-то движения, второй старается одновременно и точно их повторить, затем участники меняются ролями.

«Попугай». Один говорит (например, времена года или дни недели в случайном порядке), второй как можно быстрее повторяет, затем участники меняются ролями.

«Разминка пальчиков». Соприкасаемся пальцами руки  с соседом по парте и говорим: желаю (большой), успеха (указательный), большого (средний), во всем (безымянный) и везде (мизинец). Здравствуй (вся ладонь).

Слайд 12 (основные правила работы).  Самое главное при работе в группе – умение слушать партнера и слышать то, что он говорит. Это умение будет развиваться в течение всего времени работы в паре. Его нельзя сформировать заранее. Вот какое упражнение можно использовать  для этого: на первую парту каждого варианта выдается карточка с четверостишьем, пословицей, правилом и т. д. Ученики на первой парте читают и запоминают запись, затем по сигналу поворачиваются назад и проговаривают фразу соседу на второй парте. И так далее до конца ряда. Ученик на последней парте произносит фразу вслух.

Чтобы образовать группу, дети, сидящие за первой партой, просто оборачиваются к тем, кто сидит за второй партой и так далее. Но надо не забывать, что наиболее продуктивно работают пары, не сильно отличающиеся по степени уровня (высокий - средний, средний - низкий). Неэффективны пары из двух слабых учеников – им нечем обмениваться друг с другом.

Организовать групповую и парную работу часто помогают и  учебники (русский язык, литературное чтение, окружающий мир), где есть рекомендации для учащихся и учителя: «Обсуди с товарищем», «Поработайте в группе».  

Слайд 13 (правила для учителя) Самооценка, участие в дискуссии, умение не только высказать, но и отстоять свою точку зрения  нелегко даётся многим ученикам. Они часто дают односложные ответы, не готовы оспаривать чужое мнение, особенно учительское, если даже оно неверное. Поэтому вопросы «Почему?», «Кто не согласен?», «У кого другое мнение?» задаю практически  на каждом уроке. Учу детей доказывать свое мнение, объяснять сою позицию, соглашаться или не соглашаться с одноклассниками. И, конечно, учителю необходимо соблюдать некоторые правила.

Слайд 14 (Рефлексия) Большое значение уделяю размышлениям учащихся о том, что им было сделать затруднительно, а в чём они не испытали трудности и почему, то есть рефлексии учащихся. Рефлексия – это как бы разговор ученика с самим собой. Рефлексию можно осуществлять  на разных этапах урока. Например, на этапе планирования деятельности на уроке можно задать вопросы: «С чего вы начнёте? Что предполагаете поставить вторым этапом?» Перед началом работы в парах можно задать вопрос: «Как поможет вам работа в парах?»  На завершающем этапе можно спросить: «Что дала вам работа в парах? Какие трудности вы встретили? Как с ними справиться? Что нового узнали на уроке? Каким образом можно использовать полученные знания в жизни?»

Обучать рефлексии нужно с первых дней обучения. Существует много различных методик.

Слайд 15 (линеечки оценивания)  Например, по эталону, по листам успеха, по карте ученика, можно использовать  линеечки оценивания по методике Т. Дембо – С.Рубинштейн и т.д.

Рефлексия проводится по вопросам: я справился…..,  я не справился, потому что..,  мне было трудно, потому что…  Данные виды деятельности позволяют активизировать познавательную активность, обеспечивают развитие самоконтроля учащихся.  

      Как учитывать достижения каждого обучающегося? У каждого ученика  имеется портфолио.  Слайд 16  То есть некий комплексный портрет, который состоит из оценки знаний и учитывает все достижения, документальные подтверждения участия ребёнка в тех или иных внеурочных, творческих, интеллектуальных, спортивных мероприятиях. В портфолио отражено,  как развивается ученик, как наращивается его потенциал, какие проблемы у него могли возникнуть.

Жизнь младшего школьника напрямую связана с эмоциями, поэтому для них личностно значимо лишь то, что вызывает положительную эмоциональную реакцию. Те новые знания, которые они сами строят, вызывают удивление, радость, даже восторг от самостоятельных побед. Китайская мудрость гласит:  «Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю». Поэтому использую в своей работе исследование, опыт, практические работы, чтобы ребенок сам экспериментальным путем добыл новое знание. Я стараюсь добиться того, чтобы каждый мой ученик не боялся, а наоборот, стремился высказать своё мнение, и, с другой стороны, с уважением относился бы к мнениям своих товарищей.

Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их. Моя задача как учителя заключается в том, чтобы обеспечить возникновение и сохранение в душе школьника мотивов учебно-познавательной деятельности. Новизна учебного материала, необычность его подачи всегда побуждают школьников внимательнее присмотреться к ранее неизвестному и разобраться в нем. Ещё один стимул - практическая значимость и польза предлагаемых знаний для самих школьников. Детям нужно показать, что эти знания дают им для жизни, для общения со сверстниками, для престижа в обществе, для карьеры.

Слайд 17  Зачастую учителю совсем нелегко перестроить свою педагогическую деятельность, вырваться из круговорота ставших традиционными норм поведения, искоренить в себе консерватизм, сформировать собственные творческие способности.

  Но именно учитель, его отношение к учебному процессу, его творчество и профессионализм, его желание раскрыть способности каждого ребенка – вот это и есть главный ресурс, без которого новые  требования   ФГОС  к организации учебно-воспитательного процесса в школе не могут существовать. Много зависит от желания и характера учителя и от уровня его профессиональной подготовки. Если человек сам по себе открыт для нового и не боится перемен, то он способен начать делать первые уверенные шаги в новых условиях.

 

Вход на сайт
Поиск
Календарь
«  Ноябрь 2024  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
    123
45678910
11121314151617
18192021222324
252627282930
Архив записей

Copyright MyCorp © 2024
Создать бесплатный сайт с uCoz