Вашему ребенку скоро в школу… Волнение и радость переполняют вас, родители. В голове множество вопросов и первый, а возможно, и самый главный — готов ли ваш малыш к поступлению в первый класс.
Так что же включает в себя эта самая «готовность к школе»? Многие психологи выделяют несколько компонентов готовности к школе: социально-психологическая, интеллектуальная, эмоционально-волевая и физическая готовность. Давайте рассмотрим каждую.
Социально — психологическая готовность
Итак, социально-психологическая готовность включает в себя умение взаимодействовать как со взрослыми, так и со сверстниками, принятие позиции школьника, стремление в школу и готовность соблюдать школьные правила, принятие новых обязанностей. В основном проблемы здесь возникают у деток, которые не посещали детские сады. Им сложнее выходить из конфликтных ситуаций, труднее работать в парах и группах. Иногда сами родители не дают возможность своему ребенку самостоятельно знакомиться и простраивать отношения. Порой задавая малышу вопрос: «Как тебя зовут?», мама, не дав ответить ребенку, говорит: «Нас зовут Слава».
На заметку! Если вы обратили внимание на то, что ваш малыш не проявляет активности в общении со сверстниками или даже в знакомой ситуации сидит возле вас, не давите на него, дайте ему больше самостоятельности, пусть пробует сам знакомиться, устанавливать контакты. Не бойтесь брать ребенка в места большого скопления народа, он должен привыкать к обществу вокруг.
Интеллектуальная готовность
Интеллектуальная готовность — запас знаний, усвоенных ребенком, его ориентирование в окружающем мире. Развитие речи и психических процессов (мышления, памяти, внимания) должно быть в соответствии с возрастными нормами. Здесь очень важно может ли ребенок анализировать, сравнивать, обобщать, делать какие-то выводы.
На заметку! Уже к 6-7 годам у детей хорошо развито желание узнавать что-то новое, они достаточно любознательны. Поэтому помогите своему ребенку познавать мир эмпирическим путем, через чувственное познание (ощущение, восприятие, представление).
Эмоционально-волевая готовность
В дошкольном возрасте преобладающий вид деятельности — игра. И все знания ребенок получает через игру, но вот занятия в школе не совсем похожи на игру. Ребенок должен сидеть за партой в течение всего урока, из которых не все будут ему интересны, появится необходимость выполнения домашних заданий. Здесь и проявляется эмоционально-волевая готовность. Ребенок готов делать не только то, что хочет и нравится, но и то, что надо. Он умеет организовывать свое рабочее место и стремиться преодолевать трудности.
На заметку! Попробуйте по-новому организовать режимные моменты ребенка: чередовать активные виды деятельности со спокойными занятиями. Так вы незаметно подготовите ребенка к чередованию «уроки-перемены». Побольше играйте настольные игры. Не для кого не секрет, что они очень хорошо развивают усидчивость и внимание.
Физическая готовность
Физическая готовность — это конечно же, состояние здоровья вашего ребенка, готовность детского организма к учебным нагрузкам.
Подготовка к школе
А главное помните, что если у ребенка нет желания учиться, то он не будет учиться ни по какой программе, ни в даже в самой «лучшей» школе. Поэтому прежде чем отдавать ребенка в школу, тщательно готовьте его к этому — побольше рассказывайте о ней, ни в коем случае не пугайте, что «в школе будет труднее, чем в садике, там будут задавать много заданий» или «там с тобой никто нянчиться не будет»и т.п.
Сходите со своим ребенком на экскурсию в школу, куда собираетесь его отдать. Обязательно вместе с ребенком закупите все необходимые принадлежности: портфель, пенал, канцелярские принадлежности, тетради (список можно уточнить у учителя). Создавайте положительное отношение к предстоящему обучению.
За месяц до начала занятий в школе запланируйте активный отдых, сходите в поход или отдохните на турбазе. Ребенок должен отдохнуть и насытиться положительными эмоциями.
|