Детям о деньгах – просто и доступно
Дети развиваются очень быстро. Ежедневно наблюдая за тем, как распоряжаются финансами близкие, они начинают копировать их поведение. Однако, многие дети растут без навыков обращения с деньгами, в первую очередь, потому что взрослые не любят разговаривать на эту тему, не всегда знают, с какого возраста начинать и как преподнести эту информацию.
Как правило, интерес к деньгам у детей начинает проявляться в возрасте 5-6 лет, когда ребенок уже умеет считать, понимает, что такое много и мало, дешево и дорого. В этом возрастеони ходят с нами за покупками в магазин, видят, что оплачивать покупки можно наличными деньгами или платежной картой, начинают сами копить деньги. В 7 лет, когда ребенок идет в школу, у него уже появляются карманные деньга, а иногда и карта, привязанная к счету родителей. В этом возрасте школьник уже должен знать, что на одну и ту же сумму он может купить разное количество вещей. Бывает, что, накупив кучу нужных и ненужных вещей, ребенок сталкивается с критикой со стороны родителей. Ругать и критиковать егоне стоит, лучше будет объяснить, что такое деньги и как с ними обращаться. Именно начальная школа прекрасное время, чтобы заложить навыки разумного обращения с деньгами.
В более старшем возрасте (примерно с 11 лет) следует начинать обучать детей накоплениям и сбережениям, рассказывать о возможностяхинвестирования средств, а также объяснять, как правильно использовать свои накопления. В этом возрасте школьники активно пользуются смартфонами, начинают делать покупки через Интернет, поэтому самое время рассказать о действующих в сети мошенниках.
Старшеклассникам кажется, что кто-кто, а они уж точно знают о финансах все. Возможно, знают… Но не применяют знания на практике. А ведь это самое главное качество финансово грамотного человека – уметь использовать свои знания.
Банком России и в том числе Отделением по Брянской области ГУ Банка России по Центральному федеральному округу проводится большая работа пофинансовому просвещениюнаселения. Специалисты Отделения Брянск работают с различными группами населения –дошкольниками, школьниками, студентами, пожилымилюдьми.
Дошкольников и младших школьников специалисты Банка России знакомят с деньгами на примере монет, рассказывают им сказку о путешествии монетки, играют в игры и разгадывают загадки. Занятия рассчитаны на детей с 5 лет.
По словам и.о. управляющего Отделением Брянск Виктора Мартьянова, основным направлением работы со школьниками является проведение занятий по программе «Что значит быть финансово грамотным?», которая разработана Банком России и учит грамотно распоряжаться личными финансами. Регулярно проводятся лекции в школах на темы: «Банковские карты, безопасность их использования», «Интернет-покупки. За и против», «Признаки подлинности и платежеспособности банкнот Банка России». Кроме того,школы Брянской области участвуют в проекте Банка России «Онлайн уроки финансовой грамотности».
Этим летом ученики нескольких школ области приняли участие в финансовом квесте «Мои первые шаги в мире финансов», который Отделение Брянск проводило совместно с волонтерами финансового просвещения. И дети, и педагоги получили не только яркие эмоции, но и полезные знания.
Впереди новый учебный год, а, значит, время задуматься о начале изученияс детьми азовфинансовой грамотности. Возможностей для этого очень много.
Повысить уровень финансовых знаний можно на мероприятиях по финансовой грамотности, которые проводит Отделение Брянск Банка России или самостоятельно, посетив информационно-просветительский ресурс Банка России - Fincult.info. Сайт рассчитан на самую широкую аудиторию. На его страницах в доступной форме разбираются ситуации, с которыми может столкнуться каждый – от планирования личного бюджета до поиска оптимальной стратегии формирования будущей пенсии. Там же можно проверить свои знания с помощью простых тестов по различным тематикам.
|